Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 27.01 75.64 0.7785
EUR 27.01 91.67 0.5243
Архив номеров

ДОРОГА ЖИЗНИ.

2021-01-27

#библиотекапиткяранта
Ладожское озеро - это был единственный путь кроме малоэффективной авиации, для эвакуации людей из блокадного Ленинграда, а также для доставки продуктов и военных грузов обратно в город в сентябре-ноябре 1941 года. По нему ежедневно курсировали корабли Ладожской флотилии. Пропускная способность была невелика. Сильные осенние штормы и непрерывные бомбардировки врага значительно замедляли темп перевозок.


С 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось доставить 24097 тонн зерна, муки и крупы, более 1130 тонн мяса и молочных продуктов и других грузов. Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы на Ладоге делали невозможным судоходство.

К 17 ноября толщина льда достигла 100 миллиметров, но этого было недостаточно для открытия движения. Ждали морозов. 20 ноября толщина льда достигла 180 миллиметров - на лёд вышли конные обозы.
22 ноября на лёд вышли машины - знаменитые ГАЗ-АА (полуторки). Так родилась ставшая знаменитой ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости машины поехали по следу лошадей.

Очень часто случалось, что колонна груженных до отказа грузовиков без проблем преодолевала маршрут, а следующая за ними легкая машина проваливалась под лед. Причем проваливалась моментально, не оставляя никаких шансов находящимся внутри людям. Это происходило из-за малоизученного на тот момент явления резонанса, а точнее изгибно-гравитационной волны. Чтобы избежать этого, всем автомобилям было предписано следовать со строго определенной скоростью.

Позже к грузовикам стали прикреплять сани, что позволило уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза.

Не забывали о «Дороге жизни» и немцы, регулярно совершая налеты авиации и артиллерийские удары по озеру, благо их позиции находились буквально в нескольких километрах от переправы. В первые недели работы трассы немецкие лётчики безнаказанно расстреливали с бреющего полёта автомашины и бомбами разбивали лёд на трассе.

Поэтому многие шоферы полуторок при движении в ночное время ехали, не включая фары, чтобы хоть как-то обезопаситься от ударов авиации, можно сказать, что ехали они практически вслепую. Шоферы проводили при жутком холоде по 12 часов за рулем, совершая за день по 5-7 рейсов через все Ладожское озеро. Большинство даже ездили с открытыми дверьми, чтобы можно было успеть выпрыгнуть в случае провала под лед.

Для прикрытия «Дороги жизни» командование Ленинградского фронта установило прямо на льду Ладоги зенитные орудия и пулемёты, а также привлекло истребительную авиацию. Результаты не замедлили сказаться - 16 января 1942 года на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000 тонн было доставлено 2506 тонн грузов.

В начале апреля 1942 года растаял снег, и лёд на озере покрылся водой - порой на 30-40 сантиметров. Но движение по «Дороге жизни» не прерывалось. 24 апреля, когда начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта. Всего с 24 ноября 1941 года по 21 апреля 1942 года через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено 361309 тонн грузов, три четверти которых составляли продовольствие и фураж.

Всего за два года по льду Ладожского озера согласно официальной статистики было эвакуировано более 640 тысяч человек, доставлено в город 575 тыс. тонн различных грузов и переправлено на Ленинградский фронт около 300 тыс. солдат и офицеров.
293

Оставить сообщение:

##* *## ######### #######* ##* *## ######### ########* ##* *## ******### ###***### ##* *## ##* *## ###* ##* *## ##* *## ##* *## *### ##* *## ##* *## ##* *## *##* ##* *### ##* *## ##* *## ###* ########* ####### ### ### *##* #######* ####### *##* *##* *##* ###**** ####### ###*### ### ##* ####### *#####* *##* ##* ###*### ##### ### ##* ### ### *###* ##* ##* ##* *## ##* ##* ##*
Полезные ресурсы
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 900x60px bottom